Онлайн-заявка
связаться с нами
Обычно эти два понятия используются как синонимы, характеризующие получающее выгоду лицо от каких либо действий. Но в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о легализации) это две самостоятельные фигуры. При этом если устанавливать общие признаки, то бенифициар всегда является выгодоприобреталем, но выгодоприобретатель не всегда является бенефициаром.
В контексте Закона о легализации данное лицо именуется бенифициарным владельцем. Под ним закон понимает физическое лицо, которое владеет клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. При этом такое владение осуществляется как прямым, так и косвенным способом (через третьих лиц). Под владением закон понимает преобладающее участие более 25 процентов в капитале юридического лица – клиента.
Бенифициара можно обозначить популярным в последнее время термином «контролирующее лицо», поскольку принимаемые им решения определяют поведение юридического лица – клиента.
Бенифициарным владельцем физического лица, разумеется, является само это лицо, если не установлено иное.
Это лицо, к выгоде которого действует клиент. Закон указывает возможные основания такого поведения: агентский договор, договоры поручения, комиссии и доверительного управления.
Разница между указанными фигурами заключается в степени влияния на клиента. Выгодоприобретатель его не имеет, тогда как бенифициарный владелец определяет поведение клиента.
При открытии расчетного счета и заключении договора с банком клиент обязан предоставить сведения о выгодоприобретателях. Иногда такое лицо в анкетах именуют бенефициар.
Несмотря на установление отношений с банком, юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать возможные меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев персональных сведений в объеме, установленном Законом о легализации.
Закон устанавливает более конкретные обязанности в части бенифициарных владельцев:
- не реже одного раза в год обновлять информацию о данных лицах и документально фиксировать полученную информацию;
- хранить о них информацию и о принятых мерах по их установлению сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации.
В целях реального исполнения установленных обязанностей и допустимости привлечения юридических лиц к административной ответственности Закон о легализации предусматривает право юридических лиц на запрос соответствующих сведений у своих учредителей. При этом учредители обязаны на такие запросы реагировать.
Сам по себе сбор сведений о бенефициарных владельцах не имеет значения без практической возможности их использования. Собранная информация представляет интерес для Росфинмониторинга, который вправе ее запрашивать у юридических лиц.
В случае если юридическое лицо не имеет возможности предоставить в Росфинмониторинг соответствующие сведения, то оно должно представить информацию о принятых мерах по установлению таких сведений.
Согласно письма Росфинмониторинга от 29.07.2019 № 01-04-05/17015 документами, подтверждающими принятие соответствующих мер, могут являться запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.
За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении указанных лиц установленных законом сведений по запросу Росфинмониторинга или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Данная ответственность предусмотрена статьей 14.25.1 КоАП РФ.
В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19