Онлайн-заявка
связаться с нами
Достаточно часто в последнее время можно услышать о блокировке сайта по причине нарушения того или иного нормативного акта. Особую активность государственные органы проявляют в области торговли табачной продукцией. Обнаруживаются нарушения Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612. Механизм такой блокировки отработан чуть ли не автоматизма, что позволяет выявить общие особенности.
Блокировка сайта осуществляется в судебном порядке согласно главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. С заявлением, как правило, обращаются органы прокуратуры и Роспотребнадзор.
Перед обращением в суд инициатор осматривает сайт. Результаты такого осмотра специально не удостоверяются у нотариуса, а представляются в светокопии (распечатка с сайта).
Строить защиту на том основании, что распечатка сайта не удостоверена нотариусом, не имеет смысла, поскольку суды благоприятно относятся к таким доказательствам. Кроме того, судья имеет возможность ознакомиться с сайтом непосредственно в судебном заседании.
Административным истцом (тот, кто обращается в суд) является, как правило, прокурор или Роспотребнадзор.
Административным ответчиком (тот, в адрес кого направлено заявление) не редко привлекается Роскомнадзор. Безусловно, более правильно привлечение Роскомнадзора в качестве третьего лица.
Важно учитывать то, что не всегда к участию в дело привлекается владелец сайта. Если привлекают владельца, то он приобретает статус Административного ответчика.
Административный истец (уполномоченный орган) может одновременно с заявлением подать ходатайство об обеспечительных мерах в виде предварительной блокировке. Такое случается достаточно редко. Как правило, до момента принятия решения суда сайт продолжает функционировать в обычном режиме.
Вступает в силу не ранее истечение месячного срока с момента его принятия, но подлежит немедленному исполнению. Это означает то, что после принятия решения суд направляет копию в Роскомнадзор, который осуществляет непосредственную блокировку.
После получения решения суда Роскомнадзор обеспечивает включение сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответственно любое третье лицо имеет возможность удостовериться в том, что конкретный сайт является заблокированным.
Статьей 265.2 КАС РФ предусмотрено, что суд возвращает исковое заявление, если установит факт несоблюдения досудебного порядка, если таковой предусмотрен законом. Неоднозначность формулировки приводит к тому, что суды принимают заявление, в том числе в случаях не подтверждения досудебного порядка. Следовательно, факт нарушения досудебного порядка может быть использован владельцем сайта в совокупности с иными нарушениями.
Категория таких дел уже давно рассматривается по хорошо известному алгоритму. Это приводит к тому, что суды при подготовке дела не обращают внимания на то, что владелец сайта не привлечен к участию в дело. Но с 2018 г. такая порочная практика является вне закона.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2018 года №78-КГ17-101 установлено, что в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцы сайтов в сети «Интернет»). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в дело, извещает о времени и месте судебного заседания.
Поскольку судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность по ее удалению, то решение суда первой инстанции затрагивает права и законные интересы владельца сайта, в связи с чем он должен быть привлечен к участию в деле.
Соответственно ключевым является выявление владельца сайта. С учетом предоставленных государственным органам полномочий это не составляет труда.
К примеру, согласно статьи 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе получить неограниченные сведения и документы. Срок предоставления составляет пять рабочих дней с момента поступления требования прокурора.
Поскольку государственный орган имеет возможность установить владельца сайта, то суд обязан обеспечить участие владельца сайта в рассмотрении дела. При нарушении данной обязанности решение суда подлежит безусловной отмене.
В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19