Подтверждение передачи товара

Продажа товара сопровождается его передачей покупателю, что представляет собой обязанность продавца. От надлежащего порядка ее исполнения зависит получение денежных средств. Но даже наличие подтверждающих документов не всегда рассматривается судами в качестве доказательства, если в них имеются дефекты. В иных случаях даже отсутствие подписи уполномоченного лица в документе не может освободить покупателя от обязанности по оплате. Поэтому продавцу очень важно понимать порядок оформления передачи товара, а также учитывать возможности при наличии ошибок.

Самовывоз

Наиболее показательным является продажа в розницу в магазине. Можно сказать, что проблем с подтверждением не возникает при передаче товара в момент получения денежных средств (в том числе при оплате банковской картой).

В данном случае можно говорить о конклюдентных действиях: совершение покупки осуществляется в ситуации, свойственной обычной купле-продаже. Поэтому покупатель лишается возможности после получения чека вернуться в магазин и требовать передачи товара.

Сложнее складывается ситуация при использовании предоплаты. В этом случае имеется временной интервал между получением денег и передачей товара. В качестве подтверждения могут быть использованы товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД), а также акт приема-передачи.

Как правило, указанные документы оформляются при взаимоотношениях между предпринимателями, но нет никаких препятствий для их использования в традиционной розничной торговле.

Доставка продавцом

В большинстве своем аналогичная ситуация. В момент передачи за наличный расчет сложностей не возникает. Более бдительным продавцу необходимо быть при оплате банковской картой, а также использования предоплаты.

В любом случае подтверждающими документами являются товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД), а также акт приема-передачи.

Можно попробовать ограничиться кассовым чеком, но, во-первых, это документ расчета, а, во-вторых, нет возможности с очевидностью ссылаться на конклюдентные действия, поскольку продажа осуществляется не на территории продавца. Следовательно, целесообразно прибегать к оформлению документов, указанных выше.

В предпринимательских отношениях обязательными к оформлению являются товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД). Дополнительно может подписываться акт приема-передачи.

Доставка транспортной компанией

Поскольку при доставке товара транспортной компанией использованию подлежат транспортная накладная и товарно-транспортная накладная, то они также могут подтверждать передачу товара. При этом данные документы целесообразно использовать в совокупности с иными, поскольку их самостоятельное значение не всегда благоприятно воспринимается судами (Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2016 № 302-ЭС16-12395).

Следовательно, при отправке товара через транспортную компанию продавец должен обладать следующим комплектом документов: товарная накладная, транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, доверенность представителя транспортной компании.

Бывает так, что покупатель не отправляет подписанный экземпляр товарной накладной продавцу. В этом случае продавец имеет возможность запросить сведения о доставке товара покупателю, в том числе получить копию доверенности покупателя. При наличии подписанного договора и спецификации документы и сведения от перевозчика помогут подтвердить факт получения покупателем товара.

Указанные правила могут бить использованы как при продаже физическому, так и юридическому лицу.

Доставка курьерской службой

Продавец передает товар курьерской службе, которая впоследствии доставляет его покупателю. Соответственно у продавца на руках должен быть документ, подтверждающий получение курьерской службой товара от продавца, а также подтверждение его передачи покупателю. В качестве таковых можно использовать акт приема-передачи или накладную, оригиналы, которых хранятся у курьеров, и которые могут быть в любое время у них затребованы.

С учетом особенностей доставки товара продавцу важно подробно прописать с курьерской службой порядок подтверждения передачи товара покупателю.

Дефекты в оформлении документов

Широко распространенная проблема, обусловленная человеческим фактором. В постоянной суете на фоне выполнения рутинных обязанностей сотрудник покупателя может не подписать накладную или акт приема-передачи. Достаточно часто встречается подписание документов без указания реквизитов доверенности и должности. Очевидно, что большинство проблем возникает в предпринимательских отношениях.

Нарушение порядка оформления может привести к злоупотреблениям со стороны продавца, который будет настаивать на неполучении товара. В этой связи можно отметить общую тенденцию судебной практики на смягчение процесса подтверждения факта  получения товара.

Если ранее был распространен отказ во взыскании долга по причине подписания неуполномоченным лицом, то в настоящее время это не является преградой. В случае подтверждения статуса получившего лица в качестве сотрудника покупателя, то суды готовы удовлетворить требования поставщика. Даже при отсутствии должности в накладной и указания реквизитов доверенности.

Само собой поставщику необходимо представить дополнительные доказательства. К ним можно отнести:

- подтверждение частичной оплаты по спорной накладной;

- подписанный акт сверки, в котором отражена данная накладная;

- получение этим же лицом ранее товара, который покупатель оплатил;

- переписка, из содержания которой следует подтверждение покупателем факта получения товара;

- гарантийные письма с указанием спорной поставки;

- частичный возврат товара по данной накладной;

- продажа полученного товара третьему лицу.

Более сложная ситуация может сложиться при продаже товара в розницу с условием его доставки покупателю и предварительной оплаты. В этом случае товар может получить неуполномоченное лицо по адресу места доставки. Продавцу будет крайне затруднительно доказать факт получения товара уполномоченным лицом.

В таких случаях необходимо в форме заказа предусматривать указание лица, которое будет получать товар. Но поскольку жизнь значительна богаче законодательного регулирования, то покупатель в любой момент может изменить получателя в устной форме. Поэтому продавец должен принять такой риск, а особо ценный товар стремиться оформлять надлежащим образом.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19

 

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить» Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных