Онлайн-заявка
связаться с нами
Продажа товара сопровождается его передачей покупателю, что представляет собой обязанность продавца. От надлежащего порядка ее исполнения зависит получение денежных средств. Но даже наличие подтверждающих документов не всегда рассматривается судами в качестве доказательства, если в них имеются дефекты. В иных случаях даже отсутствие подписи уполномоченного лица в документе не может освободить покупателя от обязанности по оплате. Поэтому продавцу очень важно понимать порядок оформления передачи товара, а также учитывать возможности при наличии ошибок.
Наиболее показательным является продажа в розницу в магазине. Можно сказать, что проблем с подтверждением не возникает при передаче товара в момент получения денежных средств (в том числе при оплате банковской картой).
В данном случае можно говорить о конклюдентных действиях: совершение покупки осуществляется в ситуации, свойственной обычной купле-продаже. Поэтому покупатель лишается возможности после получения чека вернуться в магазин и требовать передачи товара.
Сложнее складывается ситуация при использовании предоплаты. В этом случае имеется временной интервал между получением денег и передачей товара. В качестве подтверждения могут быть использованы товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД), а также акт приема-передачи.
Как правило, указанные документы оформляются при взаимоотношениях между предпринимателями, но нет никаких препятствий для их использования в традиционной розничной торговле.
В большинстве своем аналогичная ситуация. В момент передачи за наличный расчет сложностей не возникает. Более бдительным продавцу необходимо быть при оплате банковской картой, а также использования предоплаты.
В любом случае подтверждающими документами являются товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД), а также акт приема-передачи.
Можно попробовать ограничиться кассовым чеком, но, во-первых, это документ расчета, а, во-вторых, нет возможности с очевидностью ссылаться на конклюдентные действия, поскольку продажа осуществляется не на территории продавца. Следовательно, целесообразно прибегать к оформлению документов, указанных выше.
В предпринимательских отношениях обязательными к оформлению являются товарная накладная (Торг-12) или универсальный передаточный документ (УПД). Дополнительно может подписываться акт приема-передачи.
Поскольку при доставке товара транспортной компанией использованию подлежат транспортная накладная и товарно-транспортная накладная, то они также могут подтверждать передачу товара. При этом данные документы целесообразно использовать в совокупности с иными, поскольку их самостоятельное значение не всегда благоприятно воспринимается судами (Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2016 № 302-ЭС16-12395).
Следовательно, при отправке товара через транспортную компанию продавец должен обладать следующим комплектом документов: товарная накладная, транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, доверенность представителя транспортной компании.
Бывает так, что покупатель не отправляет подписанный экземпляр товарной накладной продавцу. В этом случае продавец имеет возможность запросить сведения о доставке товара покупателю, в том числе получить копию доверенности покупателя. При наличии подписанного договора и спецификации документы и сведения от перевозчика помогут подтвердить факт получения покупателем товара.
Указанные правила могут бить использованы как при продаже физическому, так и юридическому лицу.
Продавец передает товар курьерской службе, которая впоследствии доставляет его покупателю. Соответственно у продавца на руках должен быть документ, подтверждающий получение курьерской службой товара от продавца, а также подтверждение его передачи покупателю. В качестве таковых можно использовать акт приема-передачи или накладную, оригиналы, которых хранятся у курьеров, и которые могут быть в любое время у них затребованы.
С учетом особенностей доставки товара продавцу важно подробно прописать с курьерской службой порядок подтверждения передачи товара покупателю.
Широко распространенная проблема, обусловленная человеческим фактором. В постоянной суете на фоне выполнения рутинных обязанностей сотрудник покупателя может не подписать накладную или акт приема-передачи. Достаточно часто встречается подписание документов без указания реквизитов доверенности и должности. Очевидно, что большинство проблем возникает в предпринимательских отношениях.
Нарушение порядка оформления может привести к злоупотреблениям со стороны продавца, который будет настаивать на неполучении товара. В этой связи можно отметить общую тенденцию судебной практики на смягчение процесса подтверждения факта получения товара.
Если ранее был распространен отказ во взыскании долга по причине подписания неуполномоченным лицом, то в настоящее время это не является преградой. В случае подтверждения статуса получившего лица в качестве сотрудника покупателя, то суды готовы удовлетворить требования поставщика. Даже при отсутствии должности в накладной и указания реквизитов доверенности.
Само собой поставщику необходимо представить дополнительные доказательства. К ним можно отнести:
- подтверждение частичной оплаты по спорной накладной;
- подписанный акт сверки, в котором отражена данная накладная;
- получение этим же лицом ранее товара, который покупатель оплатил;
- переписка, из содержания которой следует подтверждение покупателем факта получения товара;
- гарантийные письма с указанием спорной поставки;
- частичный возврат товара по данной накладной;
- продажа полученного товара третьему лицу.
Более сложная ситуация может сложиться при продаже товара в розницу с условием его доставки покупателю и предварительной оплаты. В этом случае товар может получить неуполномоченное лицо по адресу места доставки. Продавцу будет крайне затруднительно доказать факт получения товара уполномоченным лицом.
В таких случаях необходимо в форме заказа предусматривать указание лица, которое будет получать товар. Но поскольку жизнь значительна богаче законодательного регулирования, то покупатель в любой момент может изменить получателя в устной форме. Поэтому продавец должен принять такой риск, а особо ценный товар стремиться оформлять надлежащим образом.
В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19