Онлайн-заявка
связаться с нами
Участие в торгах выступает не только эффективным способом получения оборотных средств, но и генератором бизнес-процесса. Для торговой компании выигранный тендер предоставляет возможность получить постоянного клиента и обеспечить свой рост.
Повсеместно насаждается идея поддержки малого и среднего предпринимательства. Монополистов обязывают осуществлять закупки товаров у бизнесменов поменьше. Но как часто бывает, добрые намерения натыкаются на реалии действительности. Достаточно распространенной преградой является недопуск компаний, срок существования которых не превысил одного года.
Вся проблема сводится к отказу поставщика в аккредитации на торговой площадке, что исключает возможность участвовать в торгах.
Позиция торговой площадки в таких случаях заключается в проявлении должной осмотрительности. При этом прикрытием является строгость поведения налогового органа. Как известно, данный термин отсутствует в законе, но он был введен в обиход постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Последнее время можно с уверенностью обозначить пиком популярности этого термина. Его используют не только налоговые органы, но и просто стороны договоров. Теперь дошла очередь до торговых площадок.
Свой отказ они мотивируют непродолжительным сроком осуществления финансово-хозяйственной деятельностью. Сроки определяются в индивидуальном порядке, но в любом случае он не превышает одного года.
ФАС РФ и арбитражные суды выработали подходы к незаконности отказов торговых площадок в аккредитации поставщиков, что учитывается операторами торговых площадок. Теперь «рабочим» аргументом является маленький срок существования поставщика.
Способом реагирования на поведения таких операторов является обращение в ФАС РФ и арбитражный суд. Но перед инициацией процедуры отмены отказа поставщику целесообразно попробовать урегулировать ситуацию с оператором. Сформулированная позиция может быть использована также при обращении в антимонопольный орган и в суде.
Поскольку оператор торговой площадки обосновывает свое поведение проявлением должной осмотрительности со ссылками на ФНС, то должны быть конкретные показатели подозрительности. Их отсутствие свидетельствует об очевидной недобросовестности.
ФНС неоднократно сообщает о признаках подозрительности, которые выступают причиной проведения выездной налоговой проверки или внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Поскольку критерии для выездной налоговой проверки оператор торговой площадки не имеет возможности применить, то разумно ориентироваться на недостоверность сведений.
Такие показатели содержатся в Письме ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»:
- руководитель выступает в таком качестве в значительном количестве иных юридических лиц;
- участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц (массовость адреса);
- руководителем является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- в отношении руководителя имеется информация о его смерти.
Такие показатели обоснованно позволяют утверждать со ссылками на позицию ФНС о сомнительном положении поставщика.
Незначительный срок финансово-хозяйственной деятельности не фигурирует в указанном перечне. Иные показатели могут иметь отношение к налоговой проверке, но е выводу о сомнительности поставщика. Следовательно, ссылки на позицию ФНС являются недобросовестными.
Гражданским кодексом РФ установлена экономическая свобода предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции» в развитие этого основополагающего положения содержит запрет на ограничение конкуренции. Законодательством предусмотрена ответственность в области защиты конкуренции.
Проводимая государством экономическая политика направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства, одним из способов которой является обязательность закупок монополиями товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты монополий осуществляют закупку товара на условиях конкуренции посредством участия в торгах, к которым в обязательном порядке допускаются представители малого и среднего бизнеса. Покупатели, которые не относятся к монополиям, также могут участвовать в торгах, что обеспечивается соблюдение требований о конкуренции.
Отказывая в аккредитации поставщикам, операторы торговой площадки, игнорируют действительную показатели положения поставщика в угоду формального подхода. При этом ссылка на невозможность представления какой-либо отчетности, которая отсутствует по объективным обстоятельствам, свидетельствует об ограничении конкуренции.
Действующее законодательство не позволяет лишать допуска к торгам по причине непредставления документации, которая не может быть предоставлена в силу ее отсутствия. Поскольку «новая компания» отвечает всем достаточным параметрам поставщика, следовательно, за недопуск такой организации оператор торговой площадки может быть привлечен к ответственности.
После получения отказа в аккредитации поставщику целесообразно предоставить оператору торговой площадки разъясняющую позицию, которая подтверждается соответствующими сведениями и документами.
Одним из ключевых аргументов может являться обнаружение противоречий в позиции оператора, который указывает на требования ФНС, но не может их указать. Любой из показателей недостоверности можно проверить при помощи анализа сведений ЕГРЮЛ, которые находятся в общем доступе. Следовательно, оператор при анализе документов в действительности не стремился установить такие показатели, что свидетельствует о его недобросовестности.
Дополнительно можно предоставлять сведения:
- о заключенных договорах с покупателями и поставщиками;
- о материальной базе, которая позволяет обеспечить надлежащее выполнение обязательств (склад, транспорт, оборудование и т.п.);
- об исполненных договорах;
- о движении денежных средств по расчетному счету за последние месяцы;
- о наличии договоров с транспортными компаниями и логистическими центрами;
- показатели деловой репутации.
При отсутствии указанных сведений или их незначительности особое внимание можно обратить на опыт сотрудников в области торговли, а также в области участия в торгах. Подтверждением могут являться дипломы и сертификаты.
Свидетельством экспертности поставщика может являться сертификация менеджмента качества.
Положительно характеризующим деловую репутацию показателем является отсутствие каких-либо отрицательных сведений в отношении руководства поставщика (позиция от противного).
Сформированная позиция, которая подтверждена соответствующими сведениями и документами, может быть предоставлена оператору торговой площадки. При его отказе от удовлетворения обращения поставщику имеет смысл подать жалобу в ФАС РФ, а потом предъявить заявление в суд.
В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19