Проблема недопуска к торгам «новых компаний»

Участие в торгах выступает не только эффективным способом получения оборотных средств, но и генератором бизнес-процесса. Для торговой компании выигранный тендер предоставляет возможность получить постоянного клиента и обеспечить свой рост.

Повсеместно насаждается идея поддержки малого и среднего предпринимательства. Монополистов обязывают осуществлять закупки товаров у бизнесменов поменьше. Но как часто бывает, добрые намерения натыкаются на реалии действительности. Достаточно распространенной преградой является недопуск компаний, срок существования которых не превысил одного года.

Общая ситуация

Вся проблема сводится к отказу поставщика в аккредитации на торговой площадке, что исключает возможность участвовать в торгах.

Позиция торговой площадки в таких случаях заключается в проявлении должной осмотрительности. При этом прикрытием является строгость поведения налогового органа. Как известно, данный термин отсутствует в законе, но он был введен в обиход постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Последнее время можно с уверенностью обозначить пиком популярности этого термина. Его используют не только налоговые органы, но и просто стороны договоров. Теперь дошла очередь до торговых площадок.

Свой отказ они мотивируют непродолжительным сроком осуществления финансово-хозяйственной деятельностью. Сроки определяются в индивидуальном порядке, но в любом случае он не превышает одного года.

ФАС РФ и арбитражные суды выработали подходы к незаконности отказов торговых площадок в аккредитации поставщиков, что учитывается операторами торговых площадок. Теперь «рабочим» аргументом является маленький срок существования поставщика.

Способом реагирования на поведения таких операторов является обращение в ФАС РФ и арбитражный суд. Но перед инициацией процедуры отмены отказа поставщику целесообразно попробовать урегулировать ситуацию с оператором. Сформулированная позиция может быть использована также при обращении в антимонопольный орган и в суде.

Недобросовестность поведения

Поскольку оператор торговой площадки обосновывает свое поведение проявлением должной осмотрительности со ссылками на ФНС, то должны быть  конкретные показатели подозрительности. Их отсутствие свидетельствует об очевидной недобросовестности.

ФНС неоднократно сообщает о признаках подозрительности, которые выступают причиной проведения выездной налоговой проверки или внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Поскольку критерии для выездной налоговой проверки оператор торговой площадки не имеет возможности применить, то разумно ориентироваться на недостоверность сведений.

Такие показатели содержатся в Письме ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»:

- руководитель выступает в таком качестве в значительном количестве иных юридических лиц;

- участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц (массовость адреса);

- руководителем является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

- в отношении руководителя имеется информация о его смерти.

Такие показатели обоснованно позволяют утверждать со ссылками на позицию ФНС о сомнительном положении поставщика.

Незначительный срок финансово-хозяйственной деятельности не фигурирует в указанном перечне. Иные показатели могут иметь отношение к налоговой проверке, но е выводу о сомнительности поставщика. Следовательно, ссылки на позицию ФНС являются недобросовестными.

Ограничение конкуренции

Гражданским кодексом РФ установлена экономическая свобода предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции» в развитие этого основополагающего положения содержит запрет на ограничение конкуренции. Законодательством предусмотрена ответственность в области защиты конкуренции.

Проводимая государством экономическая политика направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства, одним из способов которой является обязательность закупок монополиями товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты монополий осуществляют закупку товара на условиях конкуренции посредством участия в торгах, к которым в обязательном порядке допускаются представители малого и среднего бизнеса. Покупатели, которые не относятся к монополиям, также могут участвовать в торгах, что обеспечивается соблюдение требований о конкуренции.

Отказывая в аккредитации поставщикам, операторы торговой площадки, игнорируют действительную показатели положения поставщика в угоду формального подхода. При этом ссылка на невозможность представления какой-либо отчетности, которая отсутствует по объективным обстоятельствам, свидетельствует об ограничении конкуренции.

Действующее законодательство не позволяет лишать допуска к торгам по причине непредставления документации, которая не может быть предоставлена в силу ее отсутствия. Поскольку «новая компания» отвечает всем достаточным параметрам поставщика, следовательно, за недопуск такой организации оператор торговой площадки может быть привлечен к ответственности.

Позиция поставщика

После получения отказа в аккредитации поставщику целесообразно предоставить оператору торговой площадки разъясняющую позицию, которая подтверждается соответствующими сведениями и документами.

Одним из ключевых аргументов может являться обнаружение противоречий в позиции оператора, который указывает на требования ФНС, но не может их указать. Любой из показателей недостоверности можно проверить при помощи анализа сведений ЕГРЮЛ, которые находятся в общем доступе. Следовательно, оператор при анализе документов в действительности не стремился установить такие показатели, что свидетельствует о его недобросовестности.

Дополнительно можно предоставлять сведения:

- о заключенных договорах с покупателями и поставщиками;

- о материальной базе, которая позволяет обеспечить надлежащее выполнение обязательств (склад, транспорт, оборудование и т.п.);

- об исполненных договорах;

- о движении денежных средств по расчетному счету за последние месяцы;

- о наличии договоров с транспортными компаниями и логистическими центрами;

- показатели деловой репутации.

При отсутствии указанных сведений или их незначительности особое внимание можно обратить на опыт сотрудников в области торговли, а также в области участия в торгах. Подтверждением могут являться дипломы и сертификаты.

Свидетельством экспертности поставщика может являться сертификация  менеджмента качества.

Положительно характеризующим деловую репутацию показателем является отсутствие каких-либо отрицательных сведений в отношении руководства поставщика (позиция от противного).

Сформированная позиция, которая подтверждена соответствующими сведениями и документами, может быть предоставлена оператору торговой площадки. При его отказе от удовлетворения обращения поставщику имеет смысл подать жалобу в ФАС РФ, а потом предъявить заявление в суд.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить» Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных