Создаем обособленные подразделения правильно

Рост торгового оборота может привести к необходимости расширения торгового бизнеса. Данную задачу можно решить с помощью создания самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с закреплением за ними торговых точек. В этом случае возникает сложность в управленческом и складском учете, не говоря уже о налоговом и бухгалтерском, поскольку товар будет перемещаться между самостоятельными субъектами.

Выходом может являться создание обособленных подразделений с самостоятельным учетом, но включенными в общую торговую сеть. К сожалению, ошибки в их создании могут привести к искажению товарного запаса и проблемам с контролирующими органами.

Что такое обособленное подразделение?

От четкого понимания данного термина зависит обязанность по постановке на учет организации по месту нахождения подразделения. Такая обязанность предусмотрена  статьей 83 Налогового кодекса РФ.

Обособленным подразделением является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Разберемся и в этих новых терминах.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Оборудованием стационарного рабочего места признается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299).

Вывод: обязанность по уведомлению налогового органа возникает в случае создания оборудованного рабочего места, пригодного для исполнения трудовых обязанностей, сроком более чем на один месяц.

Законом установлены сроки уведомления налогового органа:

- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения;

- в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;

- в течение трех дней со дня прекращения деятельности организации через  обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

В какой налоговый орган подают сообщения и в каком получают уведомления?

Сообщение о создании или закрытии обособленного подразделения подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а уведомление о постановке или снятии с налогового учета обособленного подразделения необходимо получить в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Необходимые практические мероприятия

Расчетный счет

Обособленное подразделение может работать как с расчетным счетом организации, так и открыть себе собственный расчетный счет (п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Приказ, доверенность, положение об обособленном подразделении

Обособленное подразделение отличается от филиала и представительства, в том числе тем, что сведения о нем не подлежат включению в устав организации, следовательно, отсутствует необходимость в вынесении данного вопроса на общее собрание участников (акционеров). Иное может быть предусмотрено уставом организации.

Если в уставе таких положений нет, то обособленное подразделение создается на основе приказа руководителя, который выдает доверенность на сотрудников обособленного подразделения.

Целесообразно руководителю утвердить положение об обособленном подразделении, которое будет подробно описывать условия функционирования, полномочия сотрудников и т.п.

Отдельный баланс обособленного подразделения

Выделение подразделения на отдельный баланс зависит от позиции организации и от объема совершаемых операций. При незначительном их количестве целесообразно вести централизованный учет.

Сам по себе термин баланс обособленного подразделения не содержится в законодательстве. По этой причине Минфин РФ в письме от 29.03.2004 № 04-05-06/27 «О формировании отдельного баланса подразделения организации» под отдельным балансом предлагает понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации.

Система налогообложения

Очень часто обособленные подразделения создаются торговыми компаниями. Целесообразно в таких случаях применять ЕНВД, если обособленное подразделение не находится в Москве. В случае нахождения подразделения в Москве выбор системы налогообложения будет совпадать с головной организацией (УСН, ОСНО). При этом создание обособленного подразделения в Москве автоматически приводит к необходимости уплаты торгового сбора.

Налоговый учет

Налог на прибыль

Уплата налога в федеральный бюджет производится организацией по месту своего нахождения без распределения сумм налога по обособленным подразделениям.

Уплата налога в бюджет субъекта РФ производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Отчетность организация подает по месту своего нахождения с распределением сумм налога по обособленным подразделениям. В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения представляется сокращенная декларация.

НДС

Если организация (а обособленное подразделение на ЕНВД) или организация и обособленное подразделение являются плательщиками НДС, то уплата налога и отчетность осуществляются по месту нахождения организации.

Налог на имущество организации

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения с отдельным балансом, уплачивают налог и представляют отчетность по месту нахождения обособленного подразделения.

НДФЛ

Уплата налога и отчетность осуществляются по месту нахождения обособленного подразделения (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 г. № 03-04-06/8-35). В данном случае организация через обособленное подразделение действует в качестве налогового агента. Само собой организация должны платить налог и отчитываться по месту своего нахождения в отношении работающих в ней сотрудниках.

Управленческий учет

Отдельного внимания требует вопрос учета операций по бизнесу в целом. За основу можно взять, к примеру, программу 1С, которую доработать с учетом потребностей и условий ведения конкретного бизнеса.

В случае наличия у организации интернет-магазина и в целях удобства управления продажами целесообразно внедрить в управленческом учете систему заказов, с помощью которой менеджеры смогут контролировать потоки продаж, оценивая их эффективность и увеличивая рентабельность.

Базу данных целесообразно хранить на сервере, используя пароли входа. Каждое обособленное подразделение необходимо снабдить компьютером и доступом на сервер с целью оперативного внесения сведений о продажах и движении товара, формирования заказов товаров и их возврата. При этом, сотрудников подразделения имеет смысл ограничить в правах при работе на сервере в общей базе: ограниченный просмотр документов, запрет на изменение документов, с которым сотрудник не работает и т.п.

Учет товара

Система учета товара выполняет огромную функцию: управление рентабельностью продажами, выявление потребностей в товаре обособленного подразделения, выявление фактов утраты товара, предупреждение недостаточности оборотных активов, планирование, бюджетирование и т.п.

В программе учета обособленному подразделению должен соответствовать собственный склад. Движение товара будет осуществляться между складами (обособленные подразделения), а также с головной организацией. Учет товара будет осуществлен по складам (обособленным подразделениям).

Периодичность инвентаризаций обособленного подразделения определяется по усмотрению руководителя. В зависимости от объема товара инвентаризации могут проводиться одним ревизором, либо создаваться комиссии.

Кассовая дисциплина

Контрольно-кассовая техника не подлежит использованию обособленным подразделением только в случае применения им ЕНВД, а также не использования банковских карт при оплате. Принимая во внимание интуитивную потребность покупателей в наличии у них после покупки кассового чека, то ККТ рано или поздно придется установить. В настоящий момент она работает в режиме онлайн, т.е. сведения об операции автоматически передаются в налоговую инспекцию.

Целесообразно также ККТ совместить с программой учета, используемой организацией, для того, чтобы реализация товара в системе учета одновременно сопровождалась выдачей кассового чека.

Также необходимо помнить об инкассировании торговой выручки обособленного подразделения: она может передаваться в банк напрямую или через головную организацию.

Ответственность

За нарушение сроков уведомления налогового органа, за нарушение кассовой и трудовой дисциплины установлены внушительные штрафы.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить» Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных