Масштабирование торгового бизнеса. Юридические аспекты

Открыли один магазин. Было трудно, но со временем пошло. Пора думать о расширении: увеличить площадь магазина (если такая возможность имеется), либо открыть другие магазины. Дальнейшие действия зависят от первоначально выбранной формы ведения бизнеса, а также дальнейших целей и порядка их достижения.

Работает ИП

Выбор в качестве формы осуществления деятельности индивидуального предпринимателя  облегчает порядок совершения действий по расширению. Головной магазин легко может работать по патенту, следовательно, все последующие – также целесообразно открыть на патенте. Но такая система налогообложения допустима при продаже только в розницу.  Реализация по договорам поставки подлежит учету либо по основной, либо по упрощенной системе налогообложения.

Следовательно, при заключении договора поставки ИП не может учесть данную операцию по патенту. Это означает, что ИП обязан будет выставить счет-фактуру и уплатить НДС (если на общей системе), либо заплатить соответствующий налог по упрощенке.

В свое время Минфин попытался разобраться в данной ситуации, но получилось не очень. В письме № 03-11-12/36 от 25.03.2013 г. ведомство указало, что выставление товарных накладных и счетов-фактур само по себе не свидетельствует об оптовом характере реализации товара, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 г. № А33-2713/2009, от 25.06.2009 № А19-12740/08, постановление ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 г. № А72-7445/2008).

Можно сделать вывод, что реализацию товара юридическому лицу можно «провести» по патенту. Но лучше так не делать, поскольку имеется существенный риск признания такой операции поставкой, что повлечет начисление НДС, прибыли, штрафа и пени.

А если оптовики?

Если среди клиентов ИП имеются юридические лица, то целесообразно совмещать две системы налогообложения: основная (в случае необходимости выставления счет-фактура) и патентная. В этом случае необходимо будет вести раздельный учет.

Аналогичным образом можно поступить при совмещении основной системы с ЕНВД. Но стоит иметь в виду, что в Москве ЕНВД не применяется, следовательно, данная система может быть использована в другом регионе, к примеру, в Московской области.

Применение упрощенной системы налогообложения при торговле не имеет очевидной выгоды: компании неохотно работают из-за отсутствия НДС; расходы не могут быть учтены для целей понижения дохода.

Достаточно работоспособные системы, если не рассматривать возможность получения кредитных средств в банке, который не очень охотно кредитуют ИП. Если быть честным, то в настоящее время, в принципе, не так просто получить кредит на бизнес.

Безусловно, можно помимо бухгалтерской отчетности представить также в банк управленческую, которую соответствующим образом подтвердить. И все равно этого окажется мало: потребуется еще залог и поручительство. Стоит сказать, что у юридического лица шансов получить кредит больше, поскольку банки заведомо оценивать организацию более стабильной структурой по сравнению с ИП.

Работает юридическое лицо

Данную модель имеет смысл выбрать в случае дальнейшего привлечения финансирования в виде кредитных средств банка, либо в виде инвестиционных вкладов третьих лиц (инвесторов). По сравнению с ИП у юридического лица объем отчетности больше, а также размер штрафов значительнее. С другой стороны контролирующим лицам легче уйти от ответственности в случае работы через юридическое лицо (в данном случае речь идет о субсидиарной ответственности).

ОСНО+?

Если использовать схему работы через юридическое лицо, то целесообразно для головной организации использовать общую систему налогообложения, поскольку оптовым покупателям необходимо будет выставлять счет-фактура и выплачивать в бюджет НДС.

Некоторые сложности возникают в случае продажи товара в розницу. Если осуществлять реализацию через основную систему налогообложения, то в Москве (к примеру) необходимо будет встать на учет по торговому сбору, что прибавить отчетности. Применение ЕНВД в Москве недопустимо.

Следовательно, реализация товара юридическим лицом с одного склада в Москве может быть осуществлена только через основную систему налогообложения (оптом и в розницу).

Открыть обособленное подразделение «по близости» на упрощенной системе не получится, поскольку совмещение основной и упрощенной системы недопустимо по причине одновременного осуществления аналогичных видов деятельности (определение  Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 г. № 667-О-О; письма Минфина РФ от 18.03.2013 г. № 03-11-12/33, от 01.08.2011 г. № 03-11-10/48, от 21.04.2011 г. № 03-11-06/2/63; постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2011 г. № А06-6414/2010; постановление ФАС Уральского округа от 20.09.2012 г. № Ф09-8584/12).

ОСНО + ЕНВД

Если магазин как обособленное подразделение открывается в другом регионе, к примеру, в Московской области, то он может работать через ЕНВД. В этом случае расходы данного магазина могут быть при их обоснованности приняты для учета налога на прибыль (письмо Минфина России от 20.05.2010 г. № 03-03-06/1/337).

Учет товара при совмещении двух систем налогообложения

Совмещение двух систем налогообложения ставит вопрос об учете товара для целей его реализации, что влияет на НДС. Если приобретается товар, который впоследствии реализуется по договорам поставки, то компания может принять входящий НДС к вычету. Если же приобретенный товар реализуется через ЕНВД, то НДС к вычету принять нельзя.

Основная проблема заключается в перемещении данного товара между магазинами, поскольку в активной торговле крайне тяжело отследить его судьбу, особенно, если реализуется партия товара.

Дублирование товара в магазинах не целесообразно, поскольку происходит перезатаривание, что отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса. Более обоснованным является отслеживание перемещения товаров и последующая сверка движения товара по результатам работы за квартал. Сверка будет сведена в абсолютных единицах, которые помогут рассчитать НДС и соотнести его с системами налогообложения.

Не стоит забывать, что любое обособленное подразделение подлежит постановке на учет по месту осуществления его деятельности: головная организация подает в свою налоговую заявление, а получить уведомление необходимо по месту нахождения обособленного подразделения.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить» Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных