Работа с дебиторской задолженностью

Период процветания бизнеса приводит не только к увеличению выручки и  расширению зоны влияния, но и к увеличению дебиторской задолженности. Менеджеры в погоне за премиями продают товар абсолютно всем.

Безусловно, в компании может быть внедрена система оценки потенциальных покупателей, но в конкретных ситуациях она становится достаточно гибкой. Менеджеры и руководство идут на уступки контрагентам, что может приводить к накоплению дебиторской задолженности.

Проблема дебиторской задолженности

На нее можно смотреть в положительном ключе, поскольку это потенциальные деньги компании. Но базировать не ней управленческие решения опасно. Это не живые деньги компании, она их может вообще не получить. При игнорировании проблемы дебиторской задолженности компания может попасть в ситуацию отрицательного платежного баланса: кредиторская задолженность будет выше дебиторской, которую еще надо получить. В данном случае можно вести речь о финансовой неустойчивости компании.

Задержки погашения дебиторской задолженности могут привести к невозможности обслуживания собственного долга компании перед поставщиками и банками. Это отрицательно скажется на репутации, что будет иметь долгосрочные последствия.

Проблемы с реальными деньгами могут привести к задержкам оплаты налогов, что повлечет за собой неприятное общение с налоговым органом.

В конечном итоге компания вынуждена будет предпринять активные действия по взысканию задолженности, что потребует необходимость нести расходы на оплату госпошлины и оплату представителя в суде (если отсутствует штатный юрист). При этом присужденные деньги необходимо еще получить. Если же контрагент испытывает финансовые трудности, то реально получить деньги может вообще не получиться.

Меры по возврату дебиторской задолженности

Если она уже накопилась, то целесообразно обеспечить ее контроль и внедрить комплексный подход к процедуре ее взыскания или по уменьшению ее размера.

Подтверждение задолженности

Крайне важный этап работы, игнорирование которого исключит возможность взыскания задолженности. Собственно говоря, компания должна заботиться о подтверждении на протяжении всего периода сотрудничества с контрагентом.

Подтверждением задолженности могут являться следующие документы:

- подписанная накладная (акт приема-передачи, иной аналогичный документ);

- акт сверки;

- гарантийные письма;

- переписка.

Важно понимать, что все исходящие от должника документы должны быть подписаны уполномоченными лицами. В качестве косвенных доказательств могут использоваться документы, подписанные лицом, которое ранее свидетельствовало факты от лица должника (менеджер, бухгалтер).

Переговоры

После подтверждения долга можно вступать в официальные переговоры. Важно понять настрой руководства должника и желание реально погасить долг. Если таковое имеется, то можно предлагать способы:

- рассрочка с начислением процентов. Дополнительно может использоваться залог имущества должника или третьего лица;

- поручительство третьего лица;

- взаимозачет при наличии встречного требования должника;

- отступное в виде передачи товара на сумму долга;

- создание совместного предприятия с должником на его мощностях;

- вхождение в бизнес должника (передача доли в уставном капитале должника или подконтрольной компании). Данный вариант должен сопровождаться предоставлением кредитору контроля деятельности должника;

- получение кредита должником. Данный вариант требует детальной проработки, поскольку банк будет оценивать состояние должника, что потребует участия кредитора. Такое участие возможно в форме предоставления поручительства, но в совокупности с приобретением контроля кредитора над деятельностью должника (через уступку доли в уставном капитале, вхождения в руководство должника и т.п.).

В действительности вариантов очень много. Кредитору целесообразно смотреть на ситуацию шире, поскольку проблемный долг в перспективе может обернуться хорошей прибылью. Необходимо проявить бизнес-подход.

Работа с менеджерами

Целесообразно внедрить систему оценки, предусмотрев возможность принятия самостоятельных решений менеджерами до порогового процента надежности. В этом случае при его превышении менеджер должен согласовывать отгрузку с руководителем.

В целях возврата денег компания может стимулировать менеджеров. Размер бонуса можно определить с учетом размера возвращенной задолженности и состояния контрагента.

Продажа долга

Очевидно, что долг будет реализован с дисконтом, поэтому кредитору необходимо экономически оценить такой вариант решения проблемы.

Заключается договор цессии, который требует качественной проработки. Кредитор должен понимать, когда он получит свои деньги за уступленное право требования. Новому кредитору выгодно отсрочить этот момент, чтобы в действительности понять перспективу истребования долга.

Кредитор должен исключить возможность расторжения договора цессии невозможностью взыскания долга. Такое основание иногда можно встретить в договорах, предлагаемых новым кредитором.

В настоящий момент законодательство позволяет сторонам установить момент перехода права требования, поэтому кредитор должен максимально точно его определить с учетом возникновения обязанности по его оплате.

Также кредитору важно избежать появления нового должника, но уже по договору цессии с дисконтом. Поэтому целесообразно включить в договор условие о переходе права в момент его оплаты новым кредитором.

Обращение в суд

Данный вариант можно использовать в качестве самостоятельной возможности, а также в качестве рычага давления. Любое судебное взыскание долга в конечном итоге может привести к инициированию процедуры банкротства должника. В этом случае существующий бизнес должника будет разрушен, а контролирующие его лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.

Использование судебной перспективы взыскания долга требует проработки стратегии. Первоначально необходимо обеспечить качественную доказательственную базу. Это сбор и проверка документов.

Важно убедиться в наличии реквизитов и подписей уполномоченных лиц на документах. Если имеются неточности, то их необходимо «перекрывать» косвенными доказательствами. Юрист должен иметь четкую картину возможного поведения должника, что позволит устранить его аргументы и снизить эффект его позиции.

Кредитор должен располагать сведениями о возможном состоянии должника и его имуществе, что позволит качественно маневрировать во время судебного разбирательства. Изначально необходимо подготовить ходатайство о принятии обеспечительных мер, которые позволят исполнить решение суда.

Важно понимать, что обеспечительные меры возможны на любой стадии судебного разбирательства. Это позволяет кредитору осуществлять непрерывный поиск имущества должника и ходатайствовать перед судом об обеспечении.

Перед подачей иска необходимо соблюсти претензионный порядок, который составляет 30 календарных дней (иной срок может быть предусмотрен договором).

Кредитору целесообразно просить суд о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины. Это позволит исключить дополнительные траты. В этом случае в суд необходимо предоставить справку из налоговой об открытых банковских счетах и выписку из банка с указанием остатка денежных средств. Процессуальной формой такой просьбы перед судом является ходатайство.

В зависимости от размера долга и состояния документов кредитор может обратиться в суд за выдачей судебного приказа. Это позволит сократить время получения судебного акта. Но надо иметь в виду, что должник может высказать возражения, а это уже приведет к затягиванию процесса взыскания долга.

Также стоить иметь в виду, что суд может рассмотреть иск в порядке упрощенного производства без вызова сторон. В этом случае необходимо получить в суде код для доступа к материалам дела.

Обычное исковое производство позволяет присутствовать в судебном заседании, что целесообразно поручить специалисту. В этом случае кредитор вправе взыскать понесенные расходы с должника.

После вступления судебного акта в силу кредитор иметь возможность инициировать процедуру исполнительного производства. В этом случае целесообразно предоставить приставу всю имеющуюся информацию, а также всячески способствовать исполнению решения суда.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить» Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных