Онлайн-заявка
связаться с нами
Значительная активность банков по выявлению подозрительных операций основана на рекомендациях Центрального Банка России. За непродолжительный период времени было опубликовано большое количество писем, рекомендаций, методических указаний, которые призваны помочь банкам в ПОД / ФТ.
Несмотря на внушительный объем документов, а также кажущуюся путанность терминологии, применяемые подходы отвечают требованиям логики. К примеру, Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Банком России 21.07.2017 № 18-МР) используют критерий уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Банк России считает, что указанный размер позволяет утверждать о реальной деятельности бизнеса, а не создание транзитных операций. При этом внимание банки должны обращать не только при не достижении указанного показателя, но и при незначительном превышении.
Поскольку бизнес отличается по размеру получаемой прибыли, то клиенту банка придется доказывать то, что характер бизнеса не позволяет платить налогов больше указанного предела. В этом случае помогут сведения Росстата.
Кроме того, банкам рекомендуется оценивать характер и масштаб бизнеса. Практика показывает, что кредитные учреждения при анализе бизнеса используют формальный подход.
Также банкам рекомендуется обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых налогов и других обязательных платежей с 0,5% в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.
Интерес представляет дебетовый оборот по счету, открытому в банке. Если уплата налогов осуществляется с расчетного счета, открытого в другом банке, то клиенту потребуется это доказать. Можно представить банковскую выписку по другому расчетному счету.
ЦБ РФ отмечает, что уплата налогов и иных обязательных платежей в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
Поскольку не все компании могут достигнуть показателя в 0,9% от дебетового оборота, то Банк России предлагает принимать дополнительные критерии оценки подозрительности. Таковыми могут быть:
- со счета не производятся выплаты заработной платы и НДФЛ, страховые взносы, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
- фонд заработной платы установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не соответствуют заявленным клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
- со счета не производятся сопутствующие деятельности платежи (аренда, коммунальные платежи, оплата канцелярских товаров);
- не соответствие размера «входного» и «выходного» НДС.
На основании Информационного письма Банка России от 17 апреля 2020 г. № ИН-014-12/70 «Об особенностях применения методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 № 18-МР» пороговое значение в 0,9% от дебетового оборота был понижен до 0,5%. При этом данное понижение носит временный характер: на период I - III кварталы 2020 года.
В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам: +7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19