Субсидиарная ответственность контролирующих лиц вне банкротства

Под контролирующими лицами закон понимает, в первую очередь, директора и участников со значительным числом голосов. Сама субсидиарная ответственность закреплена в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – ФЗ Об ООО), Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Стоит сразу отметить, что вопросов о привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве не возникает, что исключает целесообразность его рассмотрения в настоящем исследовании. Интерес представляет привлечение к субсидиарной ответственности вне банкротства.

Анализ ФЗ Об ООО приводит к выводу, что субсидиарная ответственность возможна только в случае банкротства. Следовательно, правовой основой возможного привлечения контролирующих лиц может быть ГК РФ.

Статьи 56 и 399 ГК РФ не дают ответа на вопрос, который можно вывести из судебной практики.

Можно встретить ограниченное число судебных актов, которыми контролирующие лица были привлечены к субсидиарной ответственности. Необходимо сразу сказать, что все вступившие в законную силу судебные акты были вынесены по заявлению налоговой службы. Среди них можно выделить:

- решение Оричевского районного суда Кировской области от 03.03.2016 года № 2-94/2016;

- решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы от 05.09.2013 года по делу № 2-2820/2013;

- решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 04.03.2013 года по делу № 2-1079/2013;

- решение Домодедовского городского суда Московской области от 21.01.2016 года по делу № 2-286/2016;

- апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 02.03.2016 года по делу № 33-562/2016.

При попытке привлечь к субсидиарной ответственности по заявлению граждан или организаций суды отказывают в иске. К примеру:

- апелляционное определение Архангельского областного суда от 23.07.2015 года по делу № 33-3804;

- решение Ставропольского районного суда Самарской области от 10.06.2013 года по делу № 2-790/13;

- определение Ленинградского областного суда от 28.06.2012 года № 33а-2928/2012.

Можно обнаружить решение суда, которым контролирующее лицо было привлечено к субсидиарной ответственности по заявлению физического лица: решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22.08.2017 г. по делу № 2-2405/2017. Но указанное решение было отменено апелляционным определением Красноярского краевого суда от 20.11.2017 г. по делу № 33-15096/2017.

Таким образом, привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне дела о банкротстве мало вероятно. Такое, к примеру, возможно по заявлению налогового органа.

30.07.2017 г. вступили в силу изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», внесенные Федеральный закон от 29.07.2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно указанным изменениям конкретизируется порядок и условия привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Кроме того, предусмотрены случаи привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне процедуры банкротства. Такое возможно в случае ее прекращения.

Вывод: привлечение к субсидиарной ответственности вне процедуры банкротства возможно в случае прекращения дела о банкротстве. Если дело не возбуждалось, то такая гипотетическая возможность присутствует у налогового органа. Также привлечь к ответственности контролирующих лиц можно в случае исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

По заявлению физических или юридических лиц привлечение к ответственности контролирующих лиц вне процедуры банкротства вряд ли возможно.

В случае возникновения вопросов предлагаем звонить по телефонам:+7 (499) 390-10-96, + 7 (926) 559-56-19